Украшения

 Украшения часто становились обязательной составляющей доспешного наряда людей с положением. В начале XVI столетия узоры наносились с применением грабштихеля (острого резца со скошенными кромками). Как бы там ни было, для отделки металла с меньшими трудозатратами уже использовалось травление, оно и вышло на передовые позиции как главная технология в данном направлении, хотя в последней четверти века некоторые доспехи могли покрываться штампованным рисунком. При травлении мягкие кислоты, как тот же уксус, выедали часть открытой поверхности, на которую в нужных местах наносили защитный слой (воска или краски) и графили иглой, производя требуемый рисунок. Второй метод, вошедший в практику приблизительно в 1510 г. в Германии и десятилетием позднее в Италии, состоял в наложении противодействующего слоя кисточкой, тогда как игла использовалась уже только для прорисовки мелких дета­лей. Эффект зернистости достигался за счет намеренного рассыпания по поверхности металла капелек воска, что являлось типично немецким подходом, а именно в Германии мастера первыми решили украшать таким образом гладкие пластины, характерные для итальянских доспехов. Поскольку так представлялось быстрее всего украсить доспехи, данный прием сделался главным в деле превращения лат в предметы не только металлур­гического, но и художественного искусства. В Гринвиче латы сначала разрисовывались в соответствии с итальянским стилем, но после 1570 г. бронники усвоили немецкую практику, однако с добавлением местного английского колорита.
Доспехи для сэра Кристофера Хэттона из «Джекоб элбем», содержавшего свыше 30 конструкторских рисунков и названного так в честь мастера-бронника из Гринвича Джекоба, или Якова Хайдера (1567-1607 гг.). Представленный здесь богато украшенный латный комплект, возможно, изготавливался для турнирных состязаний с деталями усиления, видимыми справа. Слева на второй странице предназначенная для турнира запирающаяся латная рукавица и соответствующее ей по дизайну латное оплечье, или «полдроя». Внизу видны стальные узлы седла и «деми-шафрон» с гербом на нем.
   Травленые узоры дополнялись часто ртутным золочением, в котором амальгама из ртути и золота наносилась на нужные участки стали, после чего ртуть выпаривалась, а золото оставалось, тончайшей пленкой покрывая твердый металл. Куда реже использо-валась золотая фольга, при этом металл пластин покрывался соответствующим рифле­нием так, чтобы тонкий слой золочения мог пристать к ним, после чего участки должным образом шлифовались.
   Точно таким образом иногда использовали серебряную фольгу, при этом наиболее знаменитым примером применения подобной техники являются латы и конские доспехи, сработанные по заказу Генриха VIII примерно в 1515 г. Золочение также не редкость по краям узлов и деталей или же на декоративных полосах. Иногда золотили только фон, оставляя выступающую из него изображаемую фигуру стальной, или же фон и линии рисунка чернили (в большей мере немецкая особенность). Поверхность могли еще обрабатывать путем контролируемого нагрева, получая темно-синий или красновато-коричневый цвет. Самым простым способом украшения оставалась покраска, обычно черным с оставлением непрокрашенных участков так, чтобы получались так называемые «черно-белые» латы. Данного рода доспехи пользовались признанием преимущественно в Германии, но почти или вовсе не встречались у высокопоставленных людей в Англии.
   Другим широко распространенным приемом украшения выступала чеканка - вы­давливание изображения на металле с внутренней стороны. Правда, такой метод заве­домо делал поверхность неровной, тогда как гладкие пластины лучше отражали острия оружия при встрече с ними, а потому данного рода справа использовалась все больше для парадов. Одним из лучших примеров служит сохранившийся до наших дней так на­зываемый бургундский «бард» - конские латы, подаренные Генриху VIII императором Максимилианом. Чеканку задействовали также для изготовления гротескных масок, ко­торые использовались для забрал турнирных шлемов, хотя подобная тенденция имела большее распространение в Германии. Дамасская техника украшения металла мельчай­шими насечками, заполнявшимися золотом или серебром, тоже находила применение. Данный прием инкрустации часто сочетали с чеканкой, но в Англии он встречается редко. Практика украшения шлемов драгоценными камнями, эмалью, а также золотыми или серебряными пластинками иногда все еше встречалась в начале XVI столетия.