Доспехи

   Человек с положением носил полный доспех из стали, покрывавшей владельца от макушки головы до кончиков пальцев ног. Поначалу латные комплекты почти или вовсе ничем не отличались от тех, что бытовали в конце XV столетия. При этом западноевропейский стиль основывался на итальянских образцах с некоторыми немецкими влияниями.
  «Сабатоны» делались все более тупыми в носах, превращая закованную в броню ступню в этакую лапу. Нижний край «грив», или наголенника, вытянулся вниз и стал прикрывать задник пятки, имея обычно шлиц, необходимый для установки дужек шпоры. Вместо ремешков с пряжками две половины наголенника закрывались с помощью зашелок, шпеньками входивших в отверстия в соседней пластине, а порой дополнительно фиксировались с помощью поворотных крючков. Нижняя пластинка защиты колена срезалась прямо и сделалась меньше. Боковые крылышки наколенников отличались сначала большими размерами и V-образным вырезом, но после середины столетия они уменьшились, а приблизительно к 1570 г. почти утратили значение. Примерно с 1510 г. шарнирная боковая пластина «кюиса», или набедренника, обычно упразднялась, вытесняемая расширением главной пластины, после 1550 г. стала меньше, чтобы затем и вовсе исчезнуть. Что касается руки, то зашита ее, или «ванбрас», крепилась к «полдрону» (оплечью лат) постоянно или же с помощью шнурков с аксельбантами - к «поддоспешному», иначе военному дублету, и к «полдрону», связываясь с ним за счет ремешка с пряжкой в обхват поворотной части верхнего «ствола». Большой налокотник, который раньше обычно приторачивали шнурками к дублету отдельно, теперь соединялся внутренними кожаными деталями с верхним и нижним «стволами», а иногда также и с зашитой плеча.
   Примерно до 1560 г. в конструкции зашиты руки бытовали небольшие, напоминающие формой чашку выступы, приклепывавшиеся к верхней кромке нижнего «ствола» под налокотником. Латные перчатки, обычно выглядевшие как рукавицы, стали принимать форму настоящих перчаток с отдельными пальцами около 1530 г., и в то же время вошли в моду длинные манжеты, более заостренные и в форме колокола. Воротник широко распространился к 1520 г. и мог служить как связующее звено между «полдронами», или латными оплечьями, в таких случаях прикрепляясь к ним с помощью ремешков.
В 1540-е годы линия талии нагрудника стала потихоньку сползать вниз. Двадцатью годами позднее такая форма сделалась обычной, чтобы в 1570-е годы преобразоваться в «стручковый» (или «длиннопузый») вариант, напоминавший бывшие тогда в моде гражданские дублеты. В следующем десятилетии тенденция к спуску у данной детали сохранилась до тех пор, пока нижняя кромка не дошла почти до паховой области. Приблизительно с 1510 г. края, которые прежде выворачивались наружу, теперь развернулись в обратном направлении и порой украшались «канатным» («веревочным»),  или витым, рисунком, хотя до 1570 г. встречались - в отличие от всей остальной Европы - и простые кромки. Спинная часть кирасы часто изготавливалась как единая деталь, ниже крепилась защита ягодиц, или «кюле».
  Стальной набрюшник под нагрудником кирасы снабжался подвешенными к нему шитками набедерников - «тассет», или налядвянниками. Поначалу в обиходе находились «тассет» из одной пластинки в «готском» стиле, но с 1510 г. распространились ламелярные версии, обычно прямоугольные с закругленными краями. Популярность их росла, и к 1530 г. они совершенно вытеснили из обихода более старые модели.
   В последнюю четверть века возникла кираса-жилет, часто с фальшивыми металли­ческими пуговицами. Две половинки крепились к полосе на спине шарнирными соедине­ниями и застегивались впереди обычно с помощью выступающих шпеньков и поворотных крючков.
Комплект лат с «тонлетом» собранный в Гринвиче для Генриха VIII после того, как французы изменили правила турнира, которому предстояло состояться на так называемом «Поле золотой парчи».
 
Юбка («тонлет») имела кожа­ные полоски, наклепанные с изнанки, чтобы отдельные «ламе», или металлические полоски, могли двигаться и не стесняли воина. Благодаря устройству «тонлета» представлялось возможным в случае надоб­ности сбросить весь этот элемент доспеха. Латы со­бирались частично из уже существовавших узлов, а со­ставленный из них комплект затем протравили узорными рисунками так, чтобы он смотрелся как единое целое. Не обошлось без спешки, оставившей свои следы в веках: например, шлем - большой «басинет», который для турнира снаб­дили накованной с изнанки полоской с дырочками, предназначенной для су­жения смотровой щели. Латные рукавицы одинако­вые для обеих рук.