Доспехи рыцарей XV века

   К началу XV столетия стальные латные узлы и фрагменты покрывали все тело рыцаря. Основным средством зашиты в предыдущем веке служил пластинчатый доспех, или колонтарь, металлические детали которого нашивались с изнанки (или иногда с лица) на парусиновую основу. Затем изделие могли отделать более дорогим материалом, скажем, бархатом или кожей, тогда как головки клепок выступали наружу. Последние зачастую лудили или покрывали по­золотой, а случалось, они бывали даже орнаментными.
   Пластины обычно устанавливались горизонтальными «обручами», но на многих панцирях использовались две пластины побольше для зашиты груди или даже единый нагрудник. Такой панцирь надевали как пончо и застегивали на спине, хотя у многих за­стежки помещались с боков, а также еще внедрялись дополнительные скрепы в области плеч. Многие рыцари начали носить пластинчатый доспех с внешним нагрудником и с набрюшником из стальных полуобручей внизу. Под «пластинами» пряталась длиннорукавная кольчужная рубаха, состоявшая из множества склепанных между собой колечек. Кольчуги бывали обычно немного длиннее пластинчатых доспехов и стали получать жесткие торчащие воротники, сделанные из более толстых колец для придания особой прочности. Под кольчугой носили простеганный «акетон», необходимый для амортиза­ции и снижения силы удара - неизбежная мера, поскольку кольчужное полотно отлича лось подвижностью и подавалось под воздействием оружия, даже если само плетение и уцелевало.
   Примерно к 1425 г. рыцари все чаше отказывались от пластинчатого доспеха и переходили на латный, элементы которого крепились «концами» (шнурками с металли­ческими наконечниками, часто красными) прямо к «поддоспешному», или военному, ду­блету - простеганной «котте» с «гасситами», или вставками из кольчужного полотна, в об­ласти подмышек и обращенной к телу части рук. Согласно рукописи Гастингса примерно 1485 г. (How a man schall be armyd at his ese when he schal fighte on foote - Как удобно снаряжаться, когда надо биться спешенным) «концы» делались из провощенной бечевы вроде той, которую использовали при изготовлении тетивы арбалета, и каждый имел на конце металлический наконечник, или аксельбант. Материалом для некоторых таких изделий могла служить оленья кожа, отличавшаяся особой прочностью и эластичностью. Некоторые рыцари и в середине века все еще носили полные кольчужные рубахи внизу, при этом доходившие до локтя рукава покрывали плечевую часть рук, хотя подобная практика бытовала больше в Италии.
Лебедь из Данстэбла начала XV века, найденный на месте Данстэблского приората в Бедфордшире.
Находка представляет собой единственный уце­левший экземпляр покрытой эмалью птицы на цепочке. Эмблема пришла в дом Ланкастеров после свадьбы Генри Ланкастера с Марией де Боэн, род которой, как верили его представители, велся от легендарного Рыцаря-Лебедя.