Латы

   Кованые доспехи, или латы, стали все шире пользоваться спросом около 1300 г. Начиная примерно с 1320 г., наиболее часто упоминаемым становится колонтарь - пластинчатый доспех, называемый везде по-разному: «пэр-ов-плэйтс», «гобер-ов-плэйтс», «кот-а-плат» или же просто «плэйтс», то есть буквально - «пластины», или «рубаха из пла­стин». Внешне по форме он напоминал пончо с «подкладкой» из наклепанных на материю внутри металлических пластин, защищавших тело спереди. Вертикальными пластинами прокладывались и боковые клапаны, которые стягивались шнурками или ремешками с пряжками на спине и, вероятно, также дополнительно привязывались к заднему клапану через кольцо в верхней части каждого из них. Пластинчатый доспех надевался поверх кольчуги, но под «сюрко», потому-то их бывает довольно трудно разглядеть на иллюстрациях описываемого периода. Случалось, пластины крепили к наружной поверхности, а не с изнанки. Уцелевшие экземпляры из могил, оставшихся после битвы при Уисби в Готланде (1361 г.), показывают, что некоторые «рубахи» состояли из рядов небольших вертикальных полосок спереди, с боков и со спины, плюс дополнительных пластин на плечах и чешуек в области подмышек. Один колонтарь соединялся с правой стороны на торсе и на правом же плече, другой - с левой и на обоих плечах. Швейцарские на­ходки открывались в плечах и, по всей вероятности, стягивались шнурками с боков. Также упоминаются «кюири» - по всей видимости, кожаные доспехи или нечто вроде кирасы для торса. Тогда как из описаний XIII столетия можно сделать вывод, что они скреплялись пряжками с боков и, не исключено, усиливались также металлическими пластинками. Редкий вариант чешуйчатой «рубахи», надеваемой поверх кольчужной, встречается на скульптурном изображении второй четверти XIV века в церкви в Моккасе (Херефордшир).
   Кованые фрагменты ножных доспехов первоначально ограничивались наколен­никами, приклепанными прямо к кольчужным «шоссам» или же прикрепленными к простеганным набедренникам - толстым подбитым «стволам» из материала, привязывав­шимся к поясному ремню. Некоторые рыцари имели защиту в виде наголенников - пластин для предохранения передней части ноги от колена вниз - или же, что редко, полностью закрывавших голени с обеих сторон поножи, скреплявшихся петлей впереди и ремеш­ками с пряжками сзади для предохранения кожаных деталей от разрубания. Совсем уже не часто использовались налокотники - как следует из названия, пластины, или «чашки», защищавшие локти.
   «Элетт» представляли собой украшаемые рыцарским гербом деревянные дощечки, кожаные или выполненные из пергамента пластинки, преимущественно прямоугольные, куда реже круглые или ромбовидные. Такие тонкие и непрочные детали ратного ко­стюма носились с единственной целью опознавания владельца и из стремления выделить себя. Примерно после 1350 г. они постепенно исчезли из употребления.
   Большинство рыцарей носили «сюрко» - надевавшуюся через голову блузу с разре­зами впереди и сзади для облегчения свободы движений. Обычно «сюрко» представляло собой безрукавку, но некоторые имели рукава длиной до локтя или даже до запястья и часто снабжались подкладкой из материала, контрастировавшего по цвету с лицевой стороной. Наиболее богатые «сюрко» шились из шелка и могли, как и прочие, нести на себе герб владельца, но так бывало далеко не всегда. Длина встречалась самая раз­ная - до лодыжек и чуть выше колен (редко). Точно причина их появления неизвестна. «Сюрко» поверх доспехов могли служить для зашиты последних от дождя или же предо­хранять от перегрева под солнцем, хотя, возможно, рыцари просто начали перенимать моду мусульман, с каковой познакомились в Крестовых походах. Некоторые из таких одежд, возможно, имели подложенные кованые металлические пластины для защиты груди. Примерно с 1330 г. «сюрко» становились все короче спереди до тех пор, пока не поднялись в область бедер, словно бы подрубленные по диагонали. «Сюрко» подобной формы иногда именовались цикладами, как некогда римские туники. Хотя не прошло много времени прежде, чем тыльную сторону тоже укоротили.
Витражные окна примерно 1340 г. на церковных хорах в аббатстве Тьюксбери с изображением ратников в доспехах.
На всех воинах латные рукавицы, но только у фигуры с левой стороны полный «ванбрас» - наручи, или зашита руки. У этого же воина закрывающие все голени «гривз», или по­ножи. Вместо кольчужных оплечий или зашит горла двое имеют нечто очень похожее на пластинчатый доспех. Боевые костюмы всех трех снабжены «элетт», показанными в виде этаких торчащих из-за спины крылышек. Как есть основания предполагать, данный способ передачи этой детали костюмов есть просто-напросто наиболее распространенный худо­жественный прием для их демонстрации.