Гражданская одежда

   Основой костюма рыцаря служила средней длины льняная рубаха с рукавами и «брэ», или нижние штаны, доходив­шие до колен или спускавшиеся несколько ниже. К 1400 г. длина их уменьшилась, отчего они стали чего-то напоминать сегодняшние боксерские трусы. Затягивавшаяся веревка удерживала их на теле, и, как есть основания предпола­гать, они снабжались прорезью в передней части, хотя данный момент не вполне прояснен. Подол рубахи дохо­дил до колен, а рукава ее - до запястий.
   Примерно с 1335 г. рубаху вытесняет «жюпон», или подбитая поддевка, называющаяся также камзолом или дублетом (впрочем, последний термин до 1370 г. встре­чается редко). По длине «жюпон» не отличался от рубахи, но плотно облегал тело, не имел складок и бывал обычно полностью простеганным. Впереди сверху донизу (у старо­модных до пояса) он связывался шнурками или застегивал­ся на пуговки в виде шариков или на плоские, а рукав, вероятно, фиксировался от области от запястья до локтя расположенными в ряд пуговицами. Во второй половине столетия «жюпон» дополнительно простегивался в обла­сти груди, в то время как «юбка» его все укорачивалась и вскоре лишь едва прикрывала бедра, при этом она обычно соединялась с верхней частью швом.
   К тому времени появились короткие прорези с боков, которые тоже часто снабжались застежками в виде пуговиц. Рукава подчас удлинялись и доходили до костяшек пальцев, а некоторые заметно выдавались вверху со стороны спины и груди. До второй половины века существовала тенденция не носить пояса, поскольку «жюпон» обычно оставался внизу, ибо его покры­вал «кот-гарди» - толстый «кафтан» с поясом, заменивший в 1330 г. верхнее «сюрко». До поясницы он снабжался шнуровкой или застежками в виде пуговиц, далее же вниз представлял собой доходившую до колен свободную «юбку». Во второй половине столе­тия стало правилом продолжать завязки и застежки вплоть до каймы подола, бывавшего вырезанным, или «посеченным» по периметру. Причем длина верхней детали одежды все укорачивалась и укорачивалась, также как происходило дело с «жюпоном», до тех пор пока к последнему десятилетию столетия не вошло в моду носить вызывающе короткие «кот-гарди». Рукава заканчивались в области локтя, однако сзади образовывались этакие клапаны, все удлинявшиеся, начиная примерно с середины века. Данный клапан назы­вался «типпет» и обычно отличался белым цветом, образуя у локтя белую полосу манжета. К концу столетия появилась покрывающая кисти длиннорукавная версия с пуговицами по предплечью. Примерно с середины века пояс спустился на бедра и, в общем и целом, походил на тот, который носили с доспехами. Украшенный декоративными пряжками и драгоценными камнями, он, по всей вероятности, удерживался на месте за счет петель или крючков. Приблизительно в 1375 г. «кот-гарди» получил воротник. Люди из классов победнее носили «кот-гарди» иного покроя.
 Жюпон
Вероятно, один из принад­лежавших Черному Принцу и отчасти утративший целостность, этот «жюпон» застегивался спереди. Четыре квадрата украшений из шелкового бархата с обеих сторон наложены на льняную основу со слоем шерсти между ними и с вертикальной простежкой. Геральдическую символику мастерицы вышили золотой нитью на отдельных наклад­ных фрагментах из бархата, закрыв швы золотым шну­ром. Рукавные вставки длиннее со спины, чем спе­реди, на каждом из рукавов имеется по два наложных, украшающих их квадрата.
 
   В начале столетия вышел из моды «гард-кор» - длинное верхнее «сюрко» с широкими рукавами и разрезами в них для просовывания кистей, - как, к слову, и «табар», который натягивался через голову и скреплялся в боках пряжками или стежками. Верхняя рубаха со свободными и короткими рукавами или же вовсе без рукавов сохранялась в обиходе до распространения «кот-гарди», или кафтана. Остался «гарнаш» - надевавшаяся через голову и доходившая порой до лодыжек широкая верхняя одежда, сшивавшаяся когда на протяжении всей длины, когда только под руками, а когда и вовсе незакрепленная. Правда, теперь на нем появились длинные клапаны отворотов.
   Около 1380 г. отмечается приход «оппелянда», представлявшего собой длинное верхнее одеяние, носимое поверх «жюпона» и заканчивавшееся иногда сразу под коле­нями, но бывало, ниспадавшее до пола. Скроенный из четырех деталей, соединенных швами впереди, сзади и с боков, «оппелянд» расширялся, спускаясь книзу складками, и удерживался поясным ремнем. Швы могли иметь прорези на разном уровне внизу, об­разовывавшие своего рода вентиляционные отверстия. «Оппелянд» отличался высоким стоячим воротником, обычно застегивавшимся спереди с помощью крючков или пуго­виц. К концу столетия все чаше встречались «оппелянды» с пуговицами по всему фронту. Портные не экономили материала на рукавах, доходивших до запястий, но снабженных огромными прорезями, вследствие чего снизу они могли свисать порой до самой земли. Края рукавов, подолы, отверстия и шлицы, а также воротники нередко бывали словно бы посеченными по их периметру (часто самым неожиданным узором). Особенно спра­ведливо данное утверждение для периода после 1380 г., когда отмечается склонность украшать подобным образом и прочую одежду, хотя и не так часто. Иногда проре­занные, или «посеченные», края перекрывались слоями вроде накладного орнамента. В конце века в обиход вошла новая форма «кот-гарди», или кафтана с рукавами и во­ротом, сходными с теми, которые мы обнаруживаем на «оппеляндах», что, несомненно, вызывало бы сложности с проведением различий между тем и другим изделием, если бы не пояс, носимый в первом случае на бедрах в отличие от подпоясываемых в области поясницы «оппеляндов».