Доспехи для ног

   К середине столетия стали набирать популярность кованые доспехи для прикры­тия конечностей. Примерно до 1320 г. многие рыцари, похоже, ограничивались не более чем кольчужными чулками и простеганными набедренниками - плотными под­битыми «муфтами» на бедре и колене, как есть основания предполагать, закрепленными сверху к поясному ремню. К указанной выше дате колени часто тоже защищались до­полнительными наколенниками в виде пластин металла или «кюир буйи», которые либо закреплялись на месте с помощью завязок, либо приклепывались к кольчужным чулкам или к набедренникам. Как бы там ни было, жесткие кованые поножи для прикрытия части ноги вниз от колена встречались все чаще, как и - правда, пока еще куда реже - «гривз», то есть наголенники, полностью закрывавшие голень с обеих сторон и обычно решившиеся впереди с помощью петель, оставляя уязвимые ремешки крепежа с тыльной стороны ноги. Такие наголенники начали набирать популярность в середине века и: редко комбинировались с «сабатонами», защищавшими пальцы, область подъема ноги часть ниже щиколотки, позволяя кожаным подошвам обеспечивать надежный контакт ступни с почвой. Узкие пластинки соединялись внутренними кожаными ремешками и клепаными петлями. Они, по всей вероятности, связывались под ногой или удерживались за счет пары «концов» с металлическими заострениями (веревочек или кожаных шнурков, заканчивавшихся чем-то вроде аксельбантов). «Концы» пришивались к верхней части башмака или продевались через отверстия в нем, далее пропускались через пару отверстий в «сабатоне» и стягивались в единой точке.
   Верх, по всей вероятности, присоединялся к передней части «грив», или поножи, «концами», или шнурками, с наконечниками. Можно утверждать, что некоторые «сабатоны» изготавливались из уложенных нахлестом железных, латунных или кожаных чешуек, приклепанных вверху каждой из них к тканевой или кожаной основе. Другие собирались из пластинок, приклепанных к покрытию из материи. Примерно к 1350 г. полные наколенники оказались потеснены новыми, меньшего размера, впервые
Скульптурное изображение сэра Уильяма де Кердистона. Рисунок Стотхарда с надгробья в церкви Рипгема в Норфолке. Датируется примерно 1361 г. Бедра, как можно судить, защищены так называемыми шинными латами, или «сплинтами», исчезнувшими из обихода приблизительно в 1380 г. появившимися где-то лет за десять до того. Они прикрывали колено спереди и с внешней стороны, где обычно продолжались и образовывали закругленный и веерообразный отлет, или «крылышко», призванное отражать удары; иногда такого рода деталь использовалась также и с внутренней стороны. В последнем случае форма «крылышка» бывала обычно овальной. Примерно около 1340 г. произошли перемены и в форме «кюис», или набедренника, в конструкцию которого вошли небольшие пластины, приклепанные к верхнему слою так, что головки заклепок оставались на виду и изделие конструктивно напоминало возникший позднее покрывающий тело панцирь, или «бригандину». Наколенник крепился к нижней кромке «кюис» (набедренника). Тканевый край последнего часто оставался видимым из-под защиты колена как некий карниз, нависавший над нижними элементами ножных доспехов. В 1370 г. или около того времени мастера-оружейники представили новый «кюис», или набедренник, выполненный в виде единой пластины с приданной ей формой ноги и защищавший переднюю и боковую части бедра. Хотя уже около 1324 г. фигура на балдахине надгробья Аймера де Баланса в Вестминстерском аббатстве, похоже, снабжена как коваными набедренниками, так и наколенниками с запоминающими по форме веер боковыми «крыльями». Более поздний «кюис» слегка нависал на верхней частью колена и крепился к наколеннику шарнирными сочленениями с каждого бока. Набедренник юного принца в кафедральном соборе Шартра дает основание считать заворот в верхней части предназначенным для остановки или отклонения острия оружия; примерно с 1375 г. в конструкцию с вышеобозначенной целью иногда внедрялся стопор на верхней поверхности. Примерно в то же время к «кюис», или набедреннику, добавлялась дополнительная внешняя пластина на шарнирном соединении. Набедренник крепился к ноге ремешками, охватывавшими ее, и, по всей вероятности, подвешивался к поясу с помощью кожаной лапки, приклепан­ной к верхнему концу изделия и снабженной отверстиями для продевания шнурков с металлическими наконечниками по образу и подобию того, как мы можем наблюдать в более поздний период.