Сюрко

  «Сюрко» являлось полотняной, обычно безрукавной верхней рубахой, надевавшейся на доспехи. Появилось оно в Англии, судя по всему, еще во второй четверти XII столетия и распространялось все шире, став особенно популярным одеянием на заре XIII века, хотя даже и ближе к середине столетия вовсе не обязательно все рыцари носили его. Длина колебалась, доходя когда до колен, а когда и до лодыжек, при этом подол спереди и сзади снабжался разрезом для большего удобства при верховой езде. Предназначение не вполне ясно, но главные версии: для того чтобы держать в сухости доспехи или защищаться от жаркого солнца, в подражание мусульманам или для размещения гераль­дической символики. Последний вариант самый маловероятный - часто «сюрко» бывало одноцветным и не несло никаких фамильных гербов. Добавить к этому можно, пожалуй, еще то, что такие «блузы» имели подкладку контрастных цветов. В талии они обычно перехватывались плетеными шнурами или украшенными поясными ремнями, которые к тому же подхватывали находившуюся под «сюрко» кольчугу, ослабляя давление текучего металла на плечи. Иногда «сюрко» могло иметь плотную «подкладку» в виде пластины в области груди.

Кара за восстание. Пленники повешены около замка Бедфорд после осады в 1224 г. Из Chronica Марта, около 1250 г. Казненные обнажены вплоть до «брэ».
  Не исключено, что заметно выступающие вверх изгибы на плечах «сюрко» у не­которых фигур с иллюстраций к «Библии Мациевского» являются следствием ношения той или иной формы кожаных лат. Хотя данная особенность может объясняться просто-напросто уплотнением материала, из которого сшиты «сюрко», в этих местах. В описи имущества Фалька де Бреоте 1224 г. упоминается «эполье» из черного сендаля (шелковой ткани, напоминающей грубую тафту), представляющее, вероятно, простеганное оплечье, или наплечник того или иного покроя. Возможно, характерно поддернутое плечо есть следствие применения скрытого от глаз верхнего нагрудника или ворота. Как бы там ни было, на иллюстрациях нет-нет да и встречаются воротники той или иной формы, надеваемые под кольчугу или поверх нее. Они становятся различимыми визуально при отстегнутом предличнике шлема и сдвинутом назад капюшоне. Вороты, судя по всему, покрываются материей, хотя и не вполне ясно, из чего изготавливается их основа, из ме­талла или китового уса, как иногда упоминается в летописях и прочих источниках. Иные, может быть, просто простеганные. Опять же нельзя сказать с уверенностью, скроены ли они отдельно или являются частью «акетонов», как, судя по иллюстрациям, носили пехотинцы. Неизвестно, каким образом они соединялись, но можно с большей или мень­шей уверенностью предположить петлевое крепление с двух противоположных сторон, или же шарнир находился только слева, а справа ворот стягивался шнурками. Ближе к исходу столетия во Франции и, очень возможно, также в Англии приобрели распростра­нение пластинчатые зашиты для подбородка и шеи - латные воротники («ожерелья»), или подбородники («бувигеры»).