Рыцарь, около 1290 г.

   Ближе к концу XIII столетия многие рыцари уже носили колонтари - пластинчатые до­спехи, - а в отдельных случаях даже «кюири», надеваемые под «сюрко», но поверх кольчуж­ной рубахи. На представленном здесь рыцаре из рода Гастингсов мощные наколенники, защищающие колено спереди и по бокам. Капюшон изготовлен отдельно от кольчуги, и под ним прячется защитный воротник из кито­вого уса. Примерно с 1275 г. рыцари начинают носить «элетт», представлявшие собой прямо­угольные, реже ромбовидные или же круглые пластинки, прикрепленные в области плеча и украшенные гербами. Есть мнение о наличии у «элетт» назначения служить для обеспечения дополнительной защиты шее, но, поскольку попадаются и упоминания о вариантах из пергамента, вряд ли все же преследовались во­енные цели, и «элетт» скорее представляли собой чисто декоративные детали. Шлем уже не совершенно плоский вверху, а с несколько сходящимися на конус сторонами и с цепью, идущей к поясу, чтобы, сняв, не держать его в руках и не потерять в сражении. Гребни обычно привязывались сверху шнуровкой через расположенные по околышу отверстия, и места их крепления на шлеме маскировались путем оборачивания вокруг них куска материи, который мог отчасти свисать сзади, предотвра­щая слишком сильное нагревание металла от солнца. Подвязанная таким образом материя называлась венцом с ламбрекеном и позднее стала использоваться для помещения на нее геральдической символики. В описываемую же эпоху данная деталь еще не была столь функ­ционально перегруженной. Иногда хвосты материи свисали вниз как шарфы или шали, в каких-то случаях, судя по всему, они представ­ляли собой единую широкую прямоугольную полосу ткани.

Экипировка рыцаря в 1290 году

1 Шлем итальянского фасона. Около 1300 г.

2 Шлем-«миска».

3 Отдельный кольчужный «куаф», или мисюрка со стягивав­шейся шнурками прорезью на затылке, позволявшей обходиться без предличника.

4 Налокотник со скульптурного изображения Уильяма Лонгэпе Младшего в кафедральном соборе Солсбери.

5 Так могло выглядеть «поддоспешное», или усиленное, « сюрко ».

6 Пластинчатый доспех с приклепанными с изнанки вертикаль­ными полосами металла.

7 Реконструкция латной рукавицы, покрытой пластинками из китового уса.

8 Реконструкция шпор с колесиком, выполненная на основе фрагментов. Около 1300 г., Лондонский музей. Орнаментный лебедь мог создавать какую-то аллюзию с легендарным Рыцарем-Лебедем, которого многие нобили ассоциировали с собственным родом как некоего сказочного предка. Украшенная дужка шпоры находилась с обращенной наружу стороны ноги.

9 Портупея меча, связанная с ножнами за счет двух шнурков. С выполненного в XIII столетии скульптурного изображения Гилберта Маршала. Церковь Темпла в Лондоне.

10 Большой меч из коллекции Беррела (Глазго). Около 1270-1330 гг.

11    Меч, около 1250-1350 гг.

12 Меч из королевских оружейных палат. Около 1250-1280 гг.

13 «Гарнаш» с капюшоном.