Конское снаряжение

   Кони нередко облачались в попоны или чепраки - полотна материи, доходившие до ска­кательных суставов и в некоторых случаях покрывавшие хвост. Попоны обычно состояли из двух фрагментов, сходившихся в районе седла, однако на иллюстрациях иногда по­казываются цельные изделия. Как правило, конское одеяние продолжалось и покрывало голову, порой оно оснащалось особыми чехлами для помещения в них лошадиных ушей. Есть несколько примеров, когда весь чепрачный убор, по всей вероятности, полностью простеган. Попоны все чаше использовались как поле для помещения на нем геральдики владельца, хотя многие еще оставались однотонными - лишенными какой-то графики. Иллюстрации конца столетия нередко показывают щиты и попоны с гербами, тогда как «сюрко» по большей части не несут на себе узоров. Чепрачные гарнитуры, по всей видимости, снабжались подкладкой, вероятно, съемной и предназначенной служить в качестве потника. Хотя, судя по иллюстрациям, они представляют собой нечто единое. К середине века на художественных изображениях появляются кольчужные попоны, под которые могли надеваться простеганные чепраки, или же сами конские доспехи снабжались тканевой подкладкой, на что, по всей вероятности, намекает опись военного снаряжения Фалька де Бреоте в 1224 г. В документе, датируемом 1277 г., мы находим упоминание о выплате 16 шиллингов за две холщовые попоны, предназначенные слу­жить подкладками для кольчужной. Такие чепрачные наряды покрывали все тело коня, за исключением ушей. «Сквайру» в войске Эдуарда I полагалось воевать на «укрытой» лошади, если же он располагал лишь «простой», жалованье могло снизиться с одного шиллинга до 6 или 8 пенсов. Поскольку животные, находившиеся в распоряжении го­спод званием ниже рыцаря, обычно относились к категории «рунси», подразумевавшей коней широкого применения, которые стоили от 5 до 8 фунтов стерлингов, то есть не шли ни в какое сравнение с могучими боевыми конями, остается только задаваться вопросом: что же понимать под словом «укрытый»? Простеганный чепрак или, может статься, доспех из «кюир буйи»?

Оружейники за работой, занятые ковкой шлема и правкой меча. За всем процессом задумчиво наблюдает облаченная в кольчужный доспех лошадь. Из Roman de toute cheualerie (полного романа о рыцарстве) Томаса Кентского. Около 1250 г.

   На печати Роберта Фиц-Вальтера шея и голова лошади покрыты решетчатым узо­ром, словно бы художник хотел показать этот участок изображения как простеганный. Отдельные варианты таких капюшонов, по всей вероятности, называемых наголовни­ками, иногда появляются и дальше ближе к концу столетия. «Шафроны» не встречаются, хотя кожаные их прародители упоминаются в описи снаряжения для турнира в Виндзоре 1278 г., а к тому же попадаются на континентальных иллюстрациях.