Гражданская одежда

   В основе своей одежда оставалась единой для всех членов общества, невзирая на уро­вень каждого индивида, однако покрой и материал заметно менялись в зависимости от ранга владельца костюма. Нижний слой состоял из полотняной рубахи с рукавами длиной до запястья и полотняных же панталон, или «брэ». «Брэ» доходили до колен и спускались немного ниже их, свободные (не стянутые) концы их иногда подворачива­лись и крепились к поясу расположенными на некотором расстоянии один от другого шнурками или завязками. Поверх рубахи надевали блузу, верхнюю рубаху, или «котту», рукава которой также доходили до запястий и почти или полностью скрывали нижнюю рубаху. Обычно полы «котты» достигали коленей, однако люди с положением и особенно в торжественных случаях могли носить и более длинные - простиравшиеся до лодыжек. В обоих случаях спереди и сзади «котты» снабжались разрезами до пояса. Для удобства надевания «котты» имели в области горловины короткую, застегивавшуюся брошью или булавкой вертикальную прорезь или иногда глубокий вырез. Не столь часто встречались прорези по косой от горла к груди или горизонтальные - к плечу. Более редкими по сравнению с предыдущим столетием стали вышитые полосы тканых или апплицированных украшений в горловине, у запястий и по нижней кайме, по плечевым частям рукавов или же по всему изделию, что более характерно для длинных «котт». Как бы там ни было, многие из них изготавливались однотонными, хотя подкладка могла оказаться из мате­риала другого цвета. Рукава в описываемом столетии чаше всего принимали форму так называемых «мадьярских», или цельнокроеных (то есть выкраивались вместе с частью, покрывавшей торс) и очень широких под мышками - чуть ли не до пояса. Однако далее вниз по руке они сужались и образовывали тугие обшлага.
   Поверх «котты» могла носиться верхняя «котта», называемая иначе «сюрко». Некоторые мало чем отличались от тех, что находились в употреблении в предыдущем веке, имели ту же длину, что и «котты», но бывали и несколько короче и снабжались как узкими, так и широкими свободными рукавами (при этом последние доходили до локтя или дополнялись подвесными манжетами). Иногда «котты» перехватывали поясом. «Пелиссон» представлял собой верхнюю «котту» с оторочкой из меха. Следившие за модой господа, однако, носили самые различные «сюрко». «Табар» во многом напоминал пончо и надевался через голову, боковины его либо скреплялись нитяными стежками на уровне поясницы, либо застегивались. Впереди обычно имелся ши­рокий разрез, пояс же не использовался. «Гард-кор», или «херигуд», представлял собой объемистую «котту» длиной до голеней или лодыжек с широкими трубчатыми рукавами, собранными на плечах и спускав­шимися ниже кисти; большие прорези в рукавах спереди позволяли просовывать через них руки.
   «Гард-кор» обычно снабжался капюшоном и носился без пояса. Примерно начиная с 1260 г. стала встречаться очень свободная верх­няя «котта» с широкими рукавами длиной немного ниже локтей, иногда прихватывавшаяся при ношении поясом. Примерно в то же самое время появляется и «гарнаш», весьма похожий на «табар», но с очень широкими плечами, тогда как бока его могли сшиваться на уровне ниже пояса или же по линии от пояса далее вниз до кромки пол, а то и вовсе оставались свободными. И этот вид одежды не подразумевал поясного ремня. Некоторые отдавали предпочтение подвязанным безрукавным«сюрко» вроде тех, что надевались поверх доспехов. С момента примерно около 1250 г. такие верхние «котты» с закрытыми боковинами оснащались вертикальными прорезями, называвшимися «фичетами» и дававшими доступ к кошельку или к ключам, если владелец носил их под верхним слоем одежды на поясе.
   Ноги покрывали чулки. Короткие разновидности их доходили до колена и могли иметь орнаментное украшение по краю. Более длинные поднимались до середины бедра и натягивались поверх «брэ». Такие чулки заканчивались язычком и крепились завязкой к поясу «брэ». Некоторые имели лишь штрипки вместо носочной части, тогда как дру­гие оснащались кожаными подошвами. Такие чулки изготавливались из шерсти или, в отдельных случаях, из тонкой кожи. Некоторые снабжались подвязками под коленом, а в непродолжительный период примерно около 1200 г. благородные господа стали использовать перекрещивающиеся подвязки. 
Отличное изображение кольчужной рубахи, сплетенной вместе с капюшоном и рукавицами. Из Roman de toute chevalerie Томаса Кентского. Около 1250 г. Обратите внимание, что наличие «акетона» под кольчугой не прослеживается, хотя перекрещивающие штрихи с изнаночной стороны, возможно, намекают на простеганную подкладку «гобера». На одной из лошадей кольчужная попона.
   Туфли обычно имели ровную подошву и стягивались в области лодыжки с помощью вшитых шнурков или ремешков и пряжек. Некоторые шились открытыми в области подъ­ема ноги, заходили за щиколотку и продолжались выше ее. Бывали версии, открытые над ступней, закрывавшиеся у лодыжки, возможно, ремешком на подъеме. Иногда носились сапоги («баскинс» - нечто среднее между башмаком и сапогом в нашем представлении) с невысоким и просторным голенищем.
   Пользовались известной популярностью и плащи, иногда с капюшонами, обычно прямоугольные или полукруглые длиной когда немного, когда заметно ниже колена. Они скреплялись по центру или на левом плече брошью или застежкой, давая свободу движения правой руке. Вариантом могло служить простое кольцо с одного угла плаща, в него просовывался другой его конец, который затем завязывался. Материалы оказывались самыми различными. Ткань подороже и дорогая, естественно, шла на пошив плащей для нобилей, предпочитавших к тому же более длинные варианты. Плащи нередко подбива­лись мехом, причем один из таких вариантов выглядит довольно маленьким.
   Кроме капюшонов, порой пристегивавшихся пуговицами, в ход шли и другие го­ловные уборы. В том числе «пор», круглая шляпа с «хвостиком» на макушке, и большая дорожная шляпа с полями, иногда завернутыми с затылка, а подчас носимая задом на­перед так, что приподнятые поля оказывались спереди. Некоторые шляпы с круглым «донышком» (иногда с кругляшкою вверху) имели покатые или завернутые поля, или же такие, как на шляпах-котелках. Чепеи, или «куаф», мало чем отличался от своего собрата, носимого с доспехами, хотя он и не простегивался. Что касается причесок, тут существовало несколько вариантов: встречались челки, или же волосы равномерно расчесывались по сторонам и завивались с затылка ближе к шее. Бороды и усы обычно не бывали длинными. Молодые люди имели тенденцию брить лицо и немного завивать волосы, пуская челку или локоны наискосок через лоб и в области затылка. Случается, они выглядывают на иллюстрациях из-под чепцов. 
   Представители нобилитета нередко носили перчатки, некоторые из перчаток достигали локтя и снабжались отделкой в виде широкой полосы золотой вышивки на тыльной стороне ладони вплоть до костяшек пальцев. Пуговицы тоже использовались для украшения. На одежду богатых людей шли дорогие материалы, такие как шелк, парча или «сиклатон» - шелковая ткань, шитая золотыми нитями. «Биссин» представ­лял собой высококачественный хлопчатобумажный материал или льняное полотно, «бюрне» - коричневую материю. Под хлопком тогда понимались суконные имитации бумажной материи с континента.